01:35 20 Сентября 2017
Рига+ 11°C
Прямой эфир
Стопка газет

Кто платит, тот и танцует девушку: о независимости латышской прессы

© Foto: pixabay
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
1303

Примерно дюжина латышских СМИ разделили между собой почти полмиллиона евро от министерства культуры на создание общественно важных материалов, а русскоязычную прессу оставили ни с чем

РИГА, 10 мая – Sputnik, Павел Кириллов. В благородном семействе цивилизованной и прозрачной как стекло латышской прессы случился небольшой скандал и конфуз. Небольшой — это на полмиллиона евро.

Помните, в свете гибридных угроз и информационной войны Кремля в прошлом году долго и настырно говорили о необходимости дать денег на создание независимого общественного СМИ на русском. Так вот, государство в лице министерства культуры таки дало денег. Однако не русским СМИ, а своим, латышским.  На реализацию проектов общественно важных тем на латышском языке.

Русским журналистам остается только махать сигнальными флажками: эй, мы здесь! Путин нас гипнотизирует, зомбирует и заставляет писать про Латвию плохо, срочно дайте денег на вакцину, страна в опасности!

Как пишет портал kriminal.lv, в ходе конкурса о поддержке общественно важных материалов на латышском языке между дюжиной СМИ и 16 проектами разделили 490 тысяч евро государственных денег. То есть независимость и принципиальность латышских журналистов имеют цену, притом не маленькую. Что интересно: в проектах один и тот же человек может фигурировать в трех амплуа, за каждое получая по нескольку тысяч евро. Общее финансирование может достигать пятизначных сумм.

В частности,  в списке фигурирует небезызвестный центр исследовательской журналистики Re:Baltica, получивший известность благодаря так называемому исследованию о русскоязычных СМИ Латвии, которые оказались глубоко враждебными латышскому государству, поющими и пляшущими под путинскую дудочку.

Мало того, что в друзьях Re:Baltica на его домашней страничке значится небезызвестный Джордж Сорос и ряд других организаций, раздающих гранты. Центр и два сотрудника Re:Baltica фигурируют в зарплатных ведомостях аж трижды. В графе "единоразовые выплаты" напротив фамилии ведущего автора Инги Сприньге нарисовано 4 тысячи 954 евро, напротив фамилии ее коллеги Саниты Емберги, административного руководителя проекта и редактора, — 4 тысячи 411 евро. В графе ежемесячные выплаты Сприньге получает 2 тысячи 477 евро в месяц, Емберга — 2 тысячи 205 евро.

Наконец 20 тысяч евро Re:Baltica отвалили за воплощение проекта Kas sargās Latviju pēc.

Итого примерно 60 тысяч. Что ж, на такие деньги можно исследовать и проводить независимую журналистику.

Вот список СМИ и журналистов, допущенных к кормушке, источник которого — портал Pietiek.com:

Арта Гига, Red Dot Media (Nekā Personīga), руководитель проекта, режиссер, редактор, – 14 тысяч 400 евро;

Ингус Берзиньш, Delfi, руководитель проекта, – 11 тысяч 296 евро;

Гуна Глейзде, Delfi, редактор, – 11 тысяч 189 евро;

Филипп Ластовскис, Delfi, журналист, – 11 тысяч 189 евро;

Освалдс Зебрис, Delfi, ответственный редактор, – 9 тысяч 296 евро;

Неллия Тьярве, Cits medijs (Ir), редактор, руководство проекта, – 8 тысяч 680 евро;

Гунита Гайлане, Delfi, журналист, – 7 тысяч 716 евро;

Нора Риексте-Кеньге, Delfi, ответственный помощник редактора, – 7 тысяч 160 евро;

Янис Домбурс (через SIA Domburs), Delfi, – 6 тысяч евро;

Индра Спранце, Cits medijs (Ir), журналист, – 5 тысяч 570 евро;

Инга Сприньге, Re:Baltica, ведущий автор, – 4 тысячи 954 евро;

Санита Емберга, Re:Baltica, административный руководитель проекта, редактор, – 4 тысячи 411 евро;

Айварс Озолиньше, Cits medijs (Ir), журналист, – 4 тысячи 200 евро;

Янис Кревицс, Red Dot Media (Nekā Personīga), ведущий, – 4 тысячи 100 евро;

Анис Пуполс, Red Dot Media (Nekā Personīga), ведущий, – 3 тысячи 600 евро;

Арнис Краузе, Red Dot Media (Nekā Personīga), журналист, – 3 тысячи 600 евро;

Паулс Раудсепс, Cits medijs (Ir), руководитель проекта, – 3 тысячи 360 евро;

Гундарс Редерс, LTV, редактор-сценарист, – 3 тысячи 20 евро;

Илзе Яуналксне, Red Dot Media (Nekā Personīga), журналист, – 2 тысячи 100 евро.

Рекорды по зарплатам:

1. Инга Сприньге, Re:Baltica, ведущий автор, – 2 тысячи 477 евро в месяц.

2. Санита Емберга, Re:Baltica, административный руководитель проекта, редактор, – 2 тысячи 205 евро в месяц.

3. Освалдс Зебрис, Delfi, ответственный редактор, – 1 тысяча 725 евро в месяц (+компенсация за отпуск).

4.-5. Гуна Глейзде, Delfi, редактор, – 1 тысяча 725 евро в месяц.

4.-5. Филипп Ластовскис, Delfi, журналист, – 1 тысяча 725 евро в месяц

6. Нора Риексте-Кеньге, Delfi, ответственный помощник редактора, – 1 тысяча 432 евро в месяц.

7. Гунита Гайлане, Delfi, журналист, – 1 тысяча 286 евро в месяц.

Все победившие проекты отличаются "безвредностью" для власти и для чиновников:

1. AS Delfi – 116 тысяч евро (температура в самоуправлениях; цикл лекций об истории культуры Латвии).

2. SIA Red Dot Media – 70 тысяч евро (проект "Теория лжи", публицистические фильмы).

3. SIA Kurzemes vārds – 58 тысяч евро (проект "Сила региональных СМИ").

4. AS Cits medijs – 45 тысяч евро (проекты Pētnieciskā žurnālistika IR – право, теневая экономика в строительстве, брошенные дети, Nozīmīgi notikumi IR — ieraugi, saproti, dalies!).

5. SIA Vidzemes televīzija – 40 тысяч евро (проект дискуссии "Коротко и конкретно").

6. Biedrība Ascendum – 31 тысяча евро (проект интернет-журнал Satori.lv, дневники авторов).

7. VSIA Latvijas Televīzija — 30 тысяч евро (проект Laimes zeme).

8.-12. Biedrība Re:Baltica – 20 тысяч евро (проект Kas sargās Latviju pēc).

8.-12. AS Lauku Avīze – 20 тысяч евро (проект Atmaskots, сопротивление распространению фальшивых новостей).

8.-12. SIA Dienas mediji – 20 тысяч евро (проект Ziņu anatomija).

8.-12. SIA Izdevniecība Dienas žurnāli – 20 тысяч евро (проект Latvijas Simtgades Simboli).

8.-12. SIA Izdevniecība Auseklis – 20 тысяч евро (проект Ar saknēm Latvijā).

Возникает закономерный вопрос: а как же, простите, русская журналистика Латвии? Ее что нет? Почему правительство не выделяет средств ей? И не должны ли русскоязычные журналисты по этому поводу прекратить платить в Латвии налоги?

И наконец, ну ладно, пускай будет на латышском. Как известно, в Латвии работает и портал Sputnik Latvija на государственном языке. Мы не против освоить часть средств на создание общественно важных публикаций на латышском языке, благо, по нашему мнению, такие публикации появляются у нас регулярно.

Хотя, постойте. Лет этак 10-15 назад в журналистских кругах Латвии ходила легенда о неподкупном журналисте, который на пресс-фуршеты ходил со своим термосом кофе и бутербродом, дабы не заподозрили в подкупности, дескать, за бутерброд и лимонад пишет. Так вот, лучше уж Sputnik Latvija постоит в сторонке со своим бутербродом. Честно говоря,  трудно ждать от журналистов и СМИ, получающих паек от правительства, что они потом будут про него писать объективно и критично. И не в этом ли состоит причина того, что все больше латышей потребляют новости и информацию на русском языке?

P.S. Между тем, очередь за деньгами на борьбу с путинской пропагандой короче не становится.

Депутат Европарламента Инесе Вайдере подала в Европейскую комиссию пилотный проект о выделении 3 млн евро странам ЕС, особенно странам Балтии, на борьбу с российской пропагандой, сообщил латвийский советник по прессе и коммуникациям группы Европейских народных партий Гиртс Салмгриезис.

"В российских кампаниях по дезинформации нет уже ничего нового, но их силу нельзя недооценивать. Их цель в том, чтобы подорвать нашу западную демократию. Рука Кремля простирается далеко, говоря неправду о положении нацменьшинств в Балтии, о химических атаках в Сирии, о событиях на Украине. Европа должна работать вместе над тем, чтобы бороться с этой пропагандистской машиной", — сказала депутат.

По теме

Президент Латвии призвал сохранить СМИ на русском языке
В зоне комфорта: русскоязычные латвийцы доверяют латышским СМИ
Емберга: политикам и контролерам независимая пресса не нужна
Лишь бы не было войны. Особенно информационной
Теги:
Re:Baltica, Латвия, Свобода СМИ, Масс-медиа
Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Продовольственная продукция, архивное фото

    Руководство Литвы официально признало, что качество идентичных продуктов на полках Западной и Восточной Европы существенно отличается.

  • Президент Молдовы Игорь Додон

    Президент Молдовы Игорь Додон повторно отклонил кандидатуру на пост министра обороны и официально уведомил об этом правительство.

  • Продуктовый магазин в Таллинне.

    Парламент Эстонии обеспокоен быстрым ростом цен на продовольствие: из-за подорожания выигрывают не производители продуктов питания, а торговля.

  • Белорусский электромобиль: восемьдесят километров без подзарядки

    Восемьдесят километров без подзарядки: о характеристиках и перспективах новейшей разработки белорусского машиностроения – в материале Sputnik.

  • Бывший президент Грузии, экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили отвечает на вопросы журналистов в зале Мостиского районного суда Львовской области

    Бывший президент Грузии и экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили прибыл в Киев, но считает, что у него много дел в регионах.

  • Кандидат в президенты Южной Осетии Алан Гаглоев

    Бывший кандидат в президенты Южной Осетии Алан Гаглоев решил создать политическую партию "Аланский союз".

  • Работа прививочного кабинета детской поликлиники Калининграда

    Более трех месяцев новорожденных выписывают из Цхинвальского роддома без прививок, на прогулку родителям советуют надевать на детей марлевые маски.

  • Продовольственная продукция, архивное фото

    Руководство Литвы официально признало, что качество идентичных продуктов на полках Западной и Восточной Европы существенно отличается.

  • Президент Молдовы Игорь Додон

    Президент Молдовы Игорь Додон повторно отклонил кандидатуру на пост министра обороны и официально уведомил об этом правительство.