14:43 20 Мая 2018
Рига+ 18°C
Прямой эфир
В студии радио Sputnik

Пять фактов об ограничениях СМИ в Латвии

© Sputnik /
Новости политики Латвии
Получить короткую ссылку
Борьба Латвии со Sputnik (42)
217

Национальный совет по электронным СМИ запретил латвийским общественным СМИ использовать материалы агентства Sputnik; это далеко не первый случай, когда в Латвии ограничивается работа СМИ, как российских, так и латвийских

РИГА, 4 апр — Sputnik. Свобода слова давно уже объявлена универсальной ценностью всех стран мира. Этот принцип закреплен в Уставе ООН, огромном количестве международных конвенций и национальных законодательствах.

Несмотря на это, журналисты сталкиваются с давлением по всему миру — в том числе и в Латвии. Sputnik собрал пять фактов об ограничениях СМИ в Латвии.

1. Не только спутники, но и планеты

Национальный совет по электронным СМИ дважды приостанавливал вещание российского канала "РТР Планета" на территории Латвии. Члены совета усмотрели в эфире РТР "пропаганду войны" и проинформировали об этом Еврокомиссию. В первый раз, в 2015 году, РТР запретили на три месяца, второй раз, в 2016 году — на полгода.

Российский МИД прокомментировал запрет вещания, заявив, что курс Латвии на тотальную цензуру любыми средствами русскоязычных СМИ идет вразрез с заявлениями о приверженности европейским ценностям и является пренебрежением основополагающими принципами свободы слова и прессы.

При этом власти Латвии не отрицают, что в эпоху цифровых медиа и интернет-телевидения запреты неэффективны и даже подталкивают латвийцев к использованию нелегального телевещания. Однако представительница НСЭСМИ Айя Дулевская выразила надежду, что "за полгода часть зрителей напрочь забыла про "Россию РТР". А мэр Вентспилса Айварc Лембергc сравнил латвийские власти, запретившие русскоязычные СМИ, с фашистской Германией и СССР.

2. Не проедут, не пройдут

Латвийские власти неоднократно выдворяли российских журналистов за пределы Латвии. Нередки случаи, когда люди спокойно проходили пограничный контроль и успевали побыть в Латвии несколько дней — и только потом за ними приезжали представители иммиграционной службы.

Последний громкий скандал такого рода произошел в начале этого года — из Риги были депортированы продюсер российского телеканала ТВЦ Анатолий Курлаев, а затем его супруга — продюсер канала "Россия 24" Ольга Курлаева.

Курлаева задержали прямо в примерочной магазина, причем в тот момент у представителей МВД претензий к Ольге Курлаевой не было. Спустя два дня выяснилось, что она также якобы "представляет угрозу национальной безопасности Латвии".

Как рассказал позже Олег Курлаев, латвийским полицейским самим было неудобно перед ним, потому что они понимали, что выдворять журналиста не за что.

Депортация не помешала Ольге Курлаевой выпустить авторский фильм о страхах и коррупции латвийской элиты.

3. Свой — чужой

Под раздачу может попасть и латвийское СМИ — если, конечно, оно транслирует российские передачи. Так, в октябре 2015 года НСЭСМИ решил оштрафовать Первый Балтийский канал (ПБК) на 10 000 евро за якобы "однобокое освещение" событий на Украине. Совет обнаружил нарушения в новостных передачах ПБК, некоторые из которых ретранслировались с российского Первого канала.

ПБК — это латвийский телеканал, входящий в балтийский медиахолдинг Baltic Media Alliance. На сегодняшний день это единственный негосударственный канал, который может позволить себе производить оригинальный новостной телеконтент по местной тематике, для местной русскоязычной аудитории. Такие передачи по логике вещей только укрепляют чувство принадлежности русских к Латвии, к чему, по крайней мере, декларативно, стремятся латвийские политики.

Однако от крупных штрафов это не уберегло.

МИД России привлек к этому решению внимание международных профильных структур.

4. Латвия против Sputnik

Sputnik Латвия столкнулся с противодействием официальных властей еще до запуска портала. В августе 2015 года МИА "Россия сегодня" было отказано в регистрации представительства в Латвии. Агентство обжаловало решение, но юристов, направлявшихся на судебный процесс, 14 марта 2016 года не пустили в страну.

Следующим шагом стало закрытие ресурса в доменной зоне.lv — официальное уведомление об этом Sputnik получил 29 марта 2016 года. Формальным предлогом стало то, что деятельность портала якобы нарушает постановление Совета ЕС об ограничительных мерах в связи с угрозой территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины. Несмотря на ограничения, портал продолжил функционировать на домене.com.

Российский МИД назвал действия властей Латвии проявлением неприкрытой цензуры, беспочвенной и политически мотивированной, а также вызовом европейским ценностям и демократическим свободам.

В латвийском внешнеполитическом ведомстве объяснили свой подход тем, что контролируемое другим государством информационное агентство не имеет права заниматься деятельностью в Латвии и может нести угрозу национальной безопасности. Президент Раймондс Вейонис связал такое решение с тем, что у Sputnik Латвия нет регистрации в стране. Получился замкнутый круг: в регистрации было отказано, а без нее нормально работать не позволяют.

С начала существования ресурса корреспонденты Sputnik не только не допускались на большинство официальных мероприятий, но и подвергались допросам Полиции безопасности. Таким образом, не только оказывалось психологическое давление, но и ограничивался доступ к информации.

В продолжение этой тактики порталу отсекли доступ к сообщениям информационных агентств – в январе 2017 года договор Sputnik Литва расторгло BNS, вслед за этим агентство LETA уведомило Sputnik Латвия о том, что прекращает оказание информационных услуг с 1 марта 2017 года. В официальном письме LETA значилось, что деятельность Sputnik "противоречит высшим ценностям, в том числе моральным ценностям и основным принципам Латвийской Республики, охраняемым Конституцией". Какие моральные ценности нарушает Sputnik, не уточнялось.

5. Кого на самом деле ограничивают в этот раз

Теперь Национальный совет по электронным СМИ запретил общественному радио и телевидению использовать материалы Sputnik. В первую очередь речь идет о фотографиях, которые появляются на портале и в соцсетях латвийского радио и телевидения регулярно.

Фотослужба МИА "Россия сегодня" в круглосуточном режиме освещает значимые мировые и российские события, производя более 250 000 фото в год. Уникальные технологии доставляют фото пользователю за 90 секунд. Фотокорреспонденты МИА "Россия сегодня" — лауреаты престижных международных и российских конкурсов в области фотографии.

Запрет использовать материалы Sputnik озадачил латышских журналистов. Многие отметили, что контент Sputnik нередко необходим, чтобы обеспечить всестороннее освещение событий.

Так кому будет хуже от запрета использовать фото Sputnik?

Тема:
Борьба Латвии со Sputnik (42)

По теме

Депортированная Курлаева: латвийцы интересуются, как проехать в Крым
Долгополов: русскоязычные СМИ могут быть исключены из освещения выборов
В зоне комфорта: русскоязычные латвийцы доверяют латышским СМИ
МИД РФ: запрещая русскоязычные СМИ, Латвия пренебрегает свободой слова
Теги:
российские СМИ, Национальный совет по электронным средствам массовой информации (НСЭСМИ), Sputnik Латвия, Латвия, Цензура
Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Георгиевские ленточки

    Депутаты литовского Сейма предложили ввести в республике штраф за демонстрацию георгиевской ленточки.

  • Первый электробус в Кишиневе

    Первый электробус, купленный администрацией Кишинева у белорусского предприятия "Белкоммунмаш", будет курсировать по столице.

  • Щит с серпом и молотом

    Любопытная ситуация из-за рекламного щита знаменитой эстонской "Коровки" с использованием символов Советского Союза произошла в Старом городе в Таллинне.

  • Юрий Альберс

    Министерство спорта и туризма Беларуси назначило Юрия Альберса главным тренером национальной команды по биатлону.

  • Празднование Дня национального костюма в Грузии

    Как в Грузии отмечают один из самых молодых и красивых праздников — День национального костюма – читайте в материале Sputnik.

  • Заседание городского Собрания Сухума

    Сухумские депутаты проголосовали против повышения тарифов на проезд в столичных маршрутках – этого требуют бастующие водители.

  • Лирика

    МВД Южной Осетии возбудило уголовное дело в отношении жителя Цхинвала, у которого обнаружили несколько капсул запрещенного медпрепарата.

  • Георгиевские ленточки

    Депутаты литовского Сейма предложили ввести в республике штраф за демонстрацию георгиевской ленточки.

  • Первый электробус в Кишиневе

    Первый электробус, купленный администрацией Кишинева у белорусского предприятия "Белкоммунмаш", будет курсировать по столице.